Ведение Карты педагогом в начале и в конце учебного года позволяет определить, стимулирует ли обучение в объединении развитие ребенка с ОВЗ, скорректировать способ преподавания в соответствии с полученными результатами.
Структура Карты опирается на концептуальные положения о содержании процесса социализации. Внедрение данной Карты в педагогическую деятельность повлекло за собой необходимость освоения педагогами таких психологических категорий, как социализация, адаптация, деятельность, общение, самосознание, которые важно учитывать при проведении диагностических мероприятий и построении индивидуальной траектории развития детей с ОВЗ.
Карта состоит из 25 утверждений, содержащих характеристики, по которым необходимо оценивать поведение, сформированность коммуникативных навыков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В бланке для заполнения под номером утверждения педагогу предлагается отметить степень выраженности той или иной характеристики ребенка, оценив ее по пятибалльной системе:
5 баллов — обучающемуся безусловно свойственно проявление данной характеристики;
4 балла — обучающемуся свойственно проявление данной характеристики, но лишь при личном интересе или соответствующем настроении;
3 балла — данная характеристика проявляется редко (например, обучающийся выполняет задание вместе с группой, за компанию с кем-либо);
2 балла — обучающемуся свойственно слабое проявление данной характеристики (например, обучающийся выполняет задание только под контролем педагога, взрослого);
1 балл — обучающемуся свойственно отрицательное проявление данной характеристики, которая с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий.
Карта психолого-педагогической оценки поведения детей с ОВЗ
№ |
Обучающийся… |
1 |
Охотно посещает занятия, проявляет интерес к деятельности |
2 |
Ответственно относится к выполнению заданий |
3 |
Активен на занятиях, часто выражает желание высказаться, ответить на вопросы |
4 |
Способен ставить перед собой цели |
5 |
Инициативен в выборе деятельности |
6 |
Организует свою деятельность самостоятельно |
7 |
Получает удовольствие от выполнения деятельности |
8 |
Проявляет внимательность, упорство, настойчивость в деятельности |
9 |
Не проявляет агрессивности |
10 |
Способен сконцентрироваться на выполнении задания |
11 |
Уверен в своих силах |
12 |
Адекватно оценивает свои способности |
13 |
Способен принять ответственность на себя |
14 |
Смотрит в глаза окружающим |
15 |
Улыбается |
16 |
Выбирает подходящую случаю формулировку вопроса или ответа |
17 |
Способен свободно сформулировать слова благодарности |
18 |
Не перебивает собеседника, спокойно ждет, пока тот закончит мысль |
19 |
Способен попросить о помощи, если возникли затруднения |
20 |
Легко принимает помощь от педагога, других обучающихся |
21 |
Распознает ситуацию, требующую приветствия |
22 |
Понимает и выполняет обращенные к нему просьбы и требования |
23 |
Требователен к себе |
24 |
Стремится к улучшению своих результатов |
25 |
Проявляет интерес к новым людям, желание познакомиться |
Бланк для заполнения
Объединение______________________________________________
ФИО педагога ______________________________________________
Дата заполнения____________________________________________
№ |
ФИ обучающегося возраст |
Оценка утверждений |
Средний балл |
|
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
… |
29 |
30 |
31 |
32 |
|
||
1 |
|||||||||||
… |
В Карте освещаются позиции, характеризующие три сферы (общение, деятельность, самосознание), что позволяет с ее помощью отслеживать изменения в уровне социализации. Вопросы, относящиеся к сфере деятельности, выявляют умение детей самостоятельно ставить перед собой цели, организовать свое поведение, проявлять навыки самоконтроля и саморегуляции, что в некоторой степени перекликается со сферой самосознания и способствует более глубокому ее рассмотрению. Кроме того, к сфере самосознания относятся вопросы требовательности к себе, стремления к улучшению своих результатов. Сферу общения предлагается раскрыть с позиции внешне наблюдаемых признаков, таких как улыбчивость, умение распознать ситуацию, требующую приветствия, умение оказывать и принимать помощь, способность выбрать подходящую ситуации формулировку вопроса или ответа, умение слушать.
На основании проведенной с помощью Карты диагностики будут выявлены наиболее проблемные зоны в развитии детей с ОВЗ, разработаны индивидуальные пути их коррекции. Нам представляется, что использование данной Карты в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья будет способствовать более подробному рассмотрению вопроса их социализации и созданию благоприятных условий для развития не только в системе экологического дополнительного образования, но и в целом в инклюзивном образовании.